Еще фотографии

Храм Ангкор-Тхом (Angkor Thom)

Ангкор Тхом — древний город, занимает второе место по известности во всем храмовом комплексе Ангкор, после Ангкор Вата (Angkor Wat), во многом, благодаря Байону – горе-храму с высеченными лицами. В переводе с кхмерского, Ангкор Тхом означает «большой город».

Сэкономь на путешествии!

История

Построен Ангкор Тхом был в конце XII – начале XIII вв. в период правления Джаявармана VII (Jayavarman VII) с 1181 по 1220 гг. и стал столицей Кхмерского государства вплоть до XV в. Ранее на этой территории находилась прежняя столица - Яшодхарапура, однако, после нападения чамов (тямов) в 1177 г., город был очень сильно разрушен. В связи с чем, было решено построить новую столицу, недалеко от разрушенной. Поэтому на территории Ангкор Тхома не все храмы построены Джаяварманом VII: Пимеанакас и Бапуон остались от прежних правителей. Сам Джаяварман VII был очень почитаемым правителем, он привнес в жизнь подданных новую религию – махаяна-буддизм, символом поклонения которой стал Будда.

Население столицы составляло порядка миллиона человек. Территория города была поделена осевыми дорогами на четыре равные части, каждая из которых имела свое назначение. Например, в северо-западной части располагался Королевский дворец, в северо-восточной части – проживала семья короля, его приближенные, священники, юго-западная часть отдана под красивейший парк, а в юго-восточной – располагались рынки и разные административные постройки. За пределами городской стены жили простолюдины. Все жилые дома и некоторые здания были построены из дерева, поэтому до нашего времени они не сохранились, та же участь постигла и Королевский дворец, от него осталось лишь каменное основание за Террасой Слонов.

Символизм Ангкор Тхома основан на легенде о пахтании (сбалтывании) Океана молока, отображенной на одном из панно Ангкор Вата (в южном крыле восточной галереи). Эта легенда повествует о процессе сотворения мира, в котором принимают участие боги и демоны (скульптуры их расположены у ворот Ангкор Тхома). Они держат в руках змея, обвивающего священную гору Меру (с ней отождествляли Байон, располагающийся в центре города), олицетворяющую центр мира, и попеременно тянут на себя, приводя гору в движение, таким образом вспенивая Океан, из которого впоследствии выделяется нектар бессмертия (амрита).

Архитектура

Ангкор Тхом занимает площадь в 900 га и имеет форму квадрата, поделенного на четыре равные части осевыми дорогами. Центром пересечения дорог является Байон. Территория города была окружена насыпной стеной общей протяженностью 12 км, высотой 8 м., по верху стены пролегала дозорная дорога. Перед стеной был выкопан ров шириной 100 м и глубиной 6 м, заполнявшийся водой.

Вход в Ангкор Тхом осуществляется через ворота, всего их 5: по одному – с севера (North Gate), юга (South Gate) и запада (West Gate), и двум – с востока – восточные (East Gate) и Ворота Победы (Victory Gate). Ворота Победы ориентированы на Королевский дворец. Высота ворот составляет 22-23 м, ширина проезжей части под ними - 3,5 м, они выполнены в стиле Байон и имеют по четыре башни, на каждой из башен высечены лики бодхисатвы Авалокитешвары (бог надзирающий и сострадающий), с которым отождествляли Джаявармана VII. В дополнение ворота с обеих сторон украшены скульптурой трехголового слона с хоботами в виде колонн. Перед воротами в ряд выстроились боги (деваты) слева и демоны (асуры) справа, держащие в руках многоголового змея (нага), олицетворяющего мост между небом и землей. Богов и демонов поровну с каждой стороны, по 54, боги держат змея за голову, а демоны – за хвост. Перетягивая на себя они, таким образом, приводят в движение священную гору (Байон).

Наличие Ворот Победы имеет определенный смысл, заключающийся в то, что армия короля уходила на сражение именно через эти ворота, таким образом предвещая благополучный исход поединка. В случае победы воины возвращались через них, в случае поражения – через другие (возможно – другие восточные). Через восточные ворота проходили похоронные процессии.

Что посмотреть

Среди наиболее значимых и лучше сохранившихся руин и построек стоит выделить:

Их то и стоит в первую очередь посмотреть, остальное – на ваше усмотрение и в зависимости от имеющегося времени.

Очень часто групповые туры начинают осмотр Ангкор Тхома через южные ворота (South Gate), сохранившиеся лучше остальных и отреставрированные. Затем, по ходу движения, к Байону, Бапуону, Террасе Слонов, Королевскому дворцу, Пимеанакас, Террасе Прокаженного короля, Теп Пранаму, Преа Палилай, Преа Питу, Прасатам Суор Прат, Северный Клианг, Южный Клианг, далее - выход на восток через Ворота Победы (Victory Gate). Или же в обратном направлении, если вы въезжаете через Ворота Победы и выезжаете через южные ворота. При этом стоит отметить, что наиболее посещаемыми считаются ворота: южные, северные и Ворота Победы, здесь сохранились скульптуры богов и демонов, западные и восточные – сохранились хуже, и оттого, менее востребованы.

Следует знать

Легенда о взбивание молочного океана

Царь асуров Махараджа Бали повстречал однажды Индру и в порыве благосклонности подарил ему венок. Индра в своем высокомерии повесил этот венок на хобот своему слону, который не мог оценить этого подарка и бросил его себе под ноги. Махараджа Бали счел это оскорблением, проклял Индру и собрался идти войной на деват. Деваты, испугавшись проклятия и чувствуя, что им не выстоять против асуров, обратились за помощью к Вишну. Чтобы помирить их, Вишну предложил добыть эликсир бессмертия амриту необычным способом - взбив океан молока. В качестве груза они использовали очень тяжелую золотую гору Мандара, а в качестве веревки уговорили выступить царя змей Васуки, пообещав ему часть амриты. Вскоре гора начала тонуть, но на помощь пришел Вишну в воплощении гигантской черепахи Курма, удержавшей гору на своей спине. Затем из моря появилась змея, которая плевала смертельным ядом, покрывшим волны, грозившись уничтожить все живое. Всех спас Шива - он выпил яд с поверхности молока, отчего цвет его горла стал синим. Потом в молочный океан были брошены травы, и оттуда вышли 14 сокровищ, среди них-белый слон Айравата, возничий Индры, лошадь Учайшравас, которую забрал себе Махараджа Бали, бесчисленное количество апсар (небесных нимф) - они изображены здесь как орнамент, идущий сверху вдоль всего барельефа, Лакшми-богиня красоты и плодородия, ставшая женой Вишну, и, наконец, бог здоровья Дханвантари с небесным нектаром бессмертия амритой.

вконтакте facebook twitter
Другие достопримечательности Камбоджи

Смотрите также: Фото Центрально-африканской Республики, Города Островов Кука, Кюрасао, Пинъяо, Сибиу, Остров Сааремаа, Петропавловский собор в Казани