Еще фотографии

Храм Ангкор-Ват (Angkor Wat)

Ангкор-Ват — центр древнего города Ангкор и самый величественный храм Камбоджи, который притягивает сюда толпы туристов.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

Ни один из нескольких десятков храмов Ангкора не может сравниться с Ангкор-Ват по красоте. При постройке его было использовано больше камней, чем при строительстве великой пирамиды Хеопса в Египте, причем общая площадь поверхности стен намного больше и почти вся поверхность храма покрыта искусно вырезанными барельефами. Камни для строительства храма добывали в священной горе Пном Кулем, за 50 км, и на плотах сплавляли по реке. Учитывая огромное количество необходимых камней, трудно представить, как камбоджийцы справлялись с этой задачей, имея лишь примитивные по нашим меркам орудия труда. На строительстве было занято более 300 000 рабочих. Как и египетские фараоны, короли Ангкора не жалели никаких усилий, чтобы превзойти своих предшественников и построить храм, равного которому еще не было. С Ангкор-Ват это получилось. Есть лишь несколько рукотворных творений на земле, способных соперничать с этим шедевром.

Строительство Ангкор-Ват было начато королем Сурьяварманом II (1112-1152) и завершено после его смерти. Храм изначально строился как индуистский. Интересно, что его ориентация отличается от всех остальных святилищ Ангкора — главный вход находится с западной стороны, а не с восточной. В индуистской религии запад обычно ассоциируется со смертью, и существует версия, что основным предназначением храма было служить мавзолеем для Сурьявармана II. В пользу этого говорит и то, что барельефы расположены так, что смотреть их нужно, обходя храм против часовой стрелки, как в похоронных ритуалах. С другой стороны, бог Вишну часто ассоциируется с западом. Договорились на том, что Ангкор-Ват служил одновременно и храмом, и мавзолеем короля.

Территория храма огромна. Прямоугольный комплекс Ангкор-Ват занимает 210 гектаров и окружен широким, 190-метровым рвом. Только перейти через ров и дойти до центральной части храма займет как минимум 20-30 минут. Пять главных башен трехъярусного храма поднимаются в высоту на 65 метров: четыре башни по углам храма и одна в центре. Любопытно, что, с какой бы стороны путник ни приближался, ему всегда видны лишь три башни из пяти. Подобный эффект достигается за счет того, что основания храма не видно: оно приподнято на высоком цоколе из латерита и песчаника (850x1000 м), окруженном колоннадой. Дизайн храма не случаен. Центральная башня Ангкор-Вата символизирует священную гору Меру, обитель Шивы, башни по краям — окружающие пики посреди материка (внутренние дворики), окруженные океаном (ров). Семиголовая мифическая змея Нага символизирует мост из радуги, связывающий землю с жилищем богов. Главный, западный, вход в храм Ангкор-Ват — широкие, богато украшенные барельефами и скульптурами ворота. С правой стороны — трехметровая восьмирукая статуя Вишну. Паломники и юноши перед свадьбой по традиции приносят в подношение статуе локон своих волос. От ворот до основного храма ведет широкая улица со скульптурами наг на балюстрадах. По обеим сторонам улицы — два пруда, у северного пруда обычно с утра собираются фотографы, чтобы запечатлеть храм в рассветных лучах солнца. Внутри храм представляет собой три яруса галерей с множеством прекрасных барельефов. В древние времена подниматься на верхний ярус Ангкор-Вата могли только король и верховный жрец. Недавно, после многих лет перерыва, власти открыли доступ на третий ярус храма простым смертным, и теперь можно подняться на самый верх, найти тихий уголок и помедитировать над красотой этого великого произведения искусства. Третий ярус храма — одно из двух мест в Ангкоре, где существуют требования к одежде — необходимо, чтобы плечи и колени были закрыты. Лучшее время, чтобы находиться на вершине Ангкор-Ват, — закат. В это время можно любоваться тем, как золотые лучи заходящего солнца проникают через отверстия в стенах, освещая прекрасных небесных танцовщиц (апсар).

Дойдя по улице до храма, поверните направо, чтобы обойти его, разглядывая барельефы в правильном направлении. Обратите внимание, насколько тщательно, с каким мастерством они вырезаны. Большинство барельефов было создано в XII веке, и только несколько незаполненных стен были доделаны в XVI веке. Сразу видно, насколько мастерство более поздних скульпторов уступает древним мастерам. Осмотреть все барельефы за несколько часов невозможно, лучше сконцентрироваться на самых выдающихся.

Западная галерея

Битва при Курукшетре — южная часть западной галереи изображает сцену из индийского эпоса Махабхарата, битву между северянами кауравас и южанами пандавас. Снизу изображены бьющиеся пешие воины, управляемые командирами на слонах, над ними — командующие армиями. Обратите внимание на убитого командира, лежащего на куче стрел, воина на слоне, сложившего оружие и признавшего поражение, смертельно раненного офицера, падающего из колесницы и подхватываемого солдатами.

Южная галерея

Армия короля Сурьявармана II — картина триумфального шествия королевской армии. Сам король изображен сидящим на боевом слоне с оружием в руке, похожим на лезвие на длинном древке, его прикрывают от солнца пятнадцатью зонтиками и обмахивают веерами слуги. За королем рядами идут кхмерские воины. В отличие от других барельефов, 94-метровая военная процессия Сурьявармана II, построившего Ангкор-Ват, отражает реальную жизнь того времени. Начинаясь с западного угла, барельеф изображает министров, принцев и принцесс на слонах, чей ранг определяется количеством зонтиков вокруг них. Немного далее парад теряет свой военный характер, чтобы уступить религиозной пышной процессии брахманов с собранными в пучок волосами, которые звонят в маленькие колокольчики. Здесь также можно рассмотреть Раджахотара, или королевского жертвенного священника, которого несут в паланкине позади ковчега со священным пламенем, — перед ним шествуют музыканты, носильщики и шуты. Парад заканчивается на правом краю, изображая сиамцев, в то время союзников кхмеров, в колоколообразных платьях с перьями в волосах, придавая им вид воинов Океании и в течение долгого времени ошибочно принимаемых за варваров. Обратите внимание на прямоугольные отверстия среди королевской армии. Считается, что на этих местах были указания к местонахождению спрятанных королевских сокровищ, и тайцы, захватив Ангкор, вырезали их.

Суд Ямы

Суд Ямы — 60-метровая панель, посвященная суду над умершими богом смерти Ямой (аналог Страшного суда) и изображению рая и ада. Таблички сообщают о существовании 37 небес и 32 адов. Мастера перенесли в рай дворцы, в которых окруженные слугами небожители ведут праздную жизнь — причем их радости вполне земные. А вот часть, изображающая пытки, более разнообразна — здесь властвуют высокие палачи со свирепыми животными. Практически везде можно увидеть две дорожки: та, что повыше, изображает небеса, а та, что ниже, — ад. Слева сверху богатые и известные находятся на их пути к небесам — к буйволу, на котором сидит 18-рукий Яма со своими помощниками, в то время как внизу менее удачливые бедные простые люди начинают долгий, полный страданий путь в ад. Можно видеть, как королевскую пару приветствуют две коленопреклоненные фигуры, справа группа женщин предлагает подарки принцессе — в это время несущие ее паланкин мужчины стоят в ожидании. Правее сверху — небесные дворцы, важные персоны в паланкинах с опахалами, чуть ниже — гаруды и львы, подобно атлантам, держат рай, под ними происходят изуверские пытки ада. За воровство цветов в саду Шивы в тело, распятое на раме, забивают гвозди, а в 23-м круге ада Калашу-тра грешников поджаривают на огне.

Восточная галерея

Взбивание молочного океана — этот барельеф, пожалуй, выполнен наиболее искусно во всем Ангкоре. На барельефе изображено, как 88 асуров (демонов) с лева и 92 деват (полубожеств) справа взбивают океан молока с помощью огромного змея — натянув его, как канат. Сцена взята из священной книги Бхагавата-Пураны и очень часто изображается в кхмерском искусстве.

Интересно, что на барельефе ангелами руководит царь обезьян Хануман, — это неожиданная фантазия кхмерских скульпторов. В самой истории никакие обезьяны не принимали участия во взбивании океана, а сам Хануман — герой другого индийского эпоса Рамаяна.

В этой же галерее находится единственный вход в Ангкор-Ват без лестницы, специально сделанный для того, чтобы король мог садиться на слона прямо из галереи.

Далее в галерее барельеф, изображающий Вишну, уничтожающего врагов. Это поздняя добавка, датируемая XVI веком, выполнена она значительно хуже, чем более старые работы.

Северная галерея

Битва бога Кришны с королем демонов Баном — внук Кришны (даже не пытайтесь разобраться в степени родства богов, запутаетесь) был похищен демоном Баном и заточен в городе, окруженном стеной огня. На панели Кришна сражается с армиями Баны, чтобы освободить внука. Внушительная фигура многоголового и многорукого Баны, сидящего на гаруде (получеловек-полуптица), появляется на барельефе не менее шести раз. В конце панели Кришна, победив Бану, воздает должное Шиве, сидящему на горе Кайлас, и принимает его просьбу сохранить жизнь Бану. В стороне от Шивы — его редко изображаемый в Камбодже сын Ганеша со слоновьей головой.

Вернемся в западную галерею с северной стороны. Битва на Ланке — это один из самых красивых барельефов в Ангкор-Вате. Он изображает сцену одного из последних разделов эпоса Рамаяна — финальную битву между армиями Рамы и предводителем ракшасов (демонов) Раваной. Раванаукрал прекрасную Ситу, жену Рамы. Рама с братом Лакшманом отправились в его царство, чтобы вернуть жену. По дороге они помогли царю обезьян Хануману вернуть свой трон, и тот вместе со своей армией присоединился к походу. На барельефе армия обезьян бьется с ракшасами. Рама сражается с самим Раваной. Раз за разом Рама отсекает каждую из десяти голов Ра-ваны, но они вырастают снова. Только поразив его в сердце стрелой, Рама смог убить Равану.

Обойдя первый ярус храма, поднимитесь на второй ярус по крутой лестнице. Наружная часть второго этажа малоинтересна, но внутри изображены 1500 апсар, небесных танцовщиц. Всего на стенах Ангкор-Вата более 3000 апсар, и ни одна из них не повторяет другую. Даже волосы у них изображены в 37 разных стилях. В 1980-е годы индийские реставраторы пытались очистить храм с помощью средств, содержащих кислоту, и сильно повредили многих танцовщиц. Сейчас большинство из них восстановлено немецкими специалистами.

вконтакте facebook twitter
Может быть интересно
Другие достопримечательности Камбоджи

Смотрите также: Фото дома Пашкова, Города Ганы, Судан, Касабланка, Екатеринбург, Форум Августа, Памятник Чингисхану