Еще фотографии

Потемкинская лестница

Потёмкинская лестница – бульварный «каскад» Одессы, который снискал славу символа города. Современным названием она обязана исторической драме «Броненосец Потёмкин» – киноленте Сергея Эйзенштейна, вышедшей на экраны в 1925 году. Прежде Потёмкинская лестница упоминалась как Ришельевская, Большая, Портовая, Приморская и Бульварная, изображаясь на старинных открытках XIX-XX веков. С верхних ступеней архитектурного памятника открывается удивительная панорама крупного торгового порта страны, гавани и Одесского залива.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Потёмкинская лестница

Основные моменты

Потёмкинская лестница задумывалась как главный вход со стороны Чёрного моря. Её величием и прогулкой по ступеням вдохновлялись мировые писатели: Александр Грин, Марк Твен и Жюль Верн. В их воспоминаниях лестница описана как знаменитая, великолепная, монументальная… Спуск от Приморского бульвара к Приморской улице по двум сотням ступеней надолго останется в памяти туристов, а окружающая природа и солёный морской воздух сделают прогулку более приятной. В любое время года здесь получаются прекрасные снимки.

Одна из самых известных лестниц мира представляет огромную ценность и расположена в живописном районе города между Греческим сквером и Стамбульским парком и этим привлекает туристов, которые не любят возвращаться из отпуска без множества ярких фотографий.

История Потёмкинской лестницы

Со дня своего основания Одесса нуждалась в беспрепятственном доступе к Чёрному морю. В то время город располагался на возвышенности вплотную к береговой линии, заканчиваясь крутым спуском, который был огорожен перилами для безопасности прохожих. Известный русский поэт А. С. Пушкин проходил по тропинке к морю, рискуя в любой момент скатиться. Ему не удалось дождаться появления деревянных лестниц, которые значительно облегчили прогулку к морю: они появились через некоторое время после отъезда поэта из Одессы. Теперь все желающие могли спуститься к побережью, чтобы прогуляться в утреннем тумане и полюбоваться безмятежной гладью морской воды.

Возведение лестницы началось по инициативе графа М. С. Воронцова. Как гласит одна из версий, этот спуск предназначался в подарок графине Елизавете, которая любила ежедневные променады и раскатистый шум волн. Остальные теории затрагивают «облагораживание» города перед визитом императора Николая I и деятельность масонов.

Потёмкинская лестница – архитектурный проект 1835 года, разработанный Францем Боффо, Шарлем (Карлом) Потье и Авраамом Мельниковым. Строительство визитной карточки города завершилось к 1841 году благодаря слаженной работе инженеров Морозова и Уптона. Классицизм, характерный для той эпохи, нашёл отображение и в ритмичном каскаде Потёмкинской лестницы.

Средства на возведение главного спуска к Чёрному морю выделялись из казны, которая пополнялась благодаря хозяйственной деятельности, таможенным сборам и отчислениям. Строительство Потёмкинской лестницы обошлось в 200 тысяч рублей – рекордную по тем временам сумму. Появление грандиозного ступенчатого спуска стало международным событием, которое неоднократно упоминалось в статьях английских и американских периодических изданий.

Начало XX века ознаменовалось открытием фуникулёра, идущего вдоль лестницы. В 1970-х годах его заменили эскалатором, который перестал функционировать спустя 20 лет. К 211-ю основания Одессы городские власти порадовали местных жителей принятым решением о построении нового фуникулёра. С 2005 года вдоль Потёмкинской лестницы движутся два вагончика общей вместимостью в 24 человека. Весь путь занимает чуть более минуты.

Архитектурные особенности

Потёмкинская лестница – одесская достопримечательность, которую считают уникальной во всех отношениях. Будучи самой большой на Украине, она достигает 142 метров в длину и 27 метров в высоту. Потёмкинская лестница состоит из 192 ступеней и десяти пролётов, на которых можно перевести дух после утомительного подъёма или спуска. Изначально она насчитывала две сотни ступеней, но «лишилась» восьми из них во время расширения Одесского порта. Засыпанные грунтом, они всё ещё покоятся под асфальтом, по которому то и дело курсируют современные автомобили.

Главная лестница города построена по принципу искусственной перспективы. Глядя на достопримечательность с её верхней площадки, турист видит ступени одинаковой ширины, но стоит спуститься и взглянуть на одесский каскад, как тотчас можно увидеть разницу. Потёмкинская лестница сужается и, устремляясь ввысь, создаёт ощущение бесконечности. При этом пролёты остаются незаметными. Этот визуальный эффект достигается за счёт того, что нижние ступени шире верхних на 9 метров.

Изначально Потёмкинскую лестницу облицевали триестским песчаником серо-зелёного цвета. Реконструкция 1933 года была обусловлена необходимостью заменить его более практичными материалами: серо-розовый гранит предназначался для ступеней, асфальт – для пролётов. Сваи и каменные арки на пилонах выступают в качестве опоры. Дополнительную устойчивость каскаду придают анкерные связки. Несмотря на нестабильность прибрежных грунтов, достопримечательность Одессы всё ещё находится в отличном состоянии, хотя изредка и подвергается реконструкции.

Интересно знать

Потёмкинская лестница известна не только уникальной конструкцией, но и увлекательными фактами.

В прежние времена лестница становилась трибуной для концертов под открытым небом, но сейчас городские власти всё чаще запрещают это, поскольку считают её состояние неудовлетворительным, а саму конструкцию – ненадёжной.

Как добраться

До Потёмкинской лестницы можно доехать:

Если поездка на общественном транспорте не подходит вам, воспользуйтесь услугами городского такси и доберитесь до Приморского бульвара (в верхней части Потёмкинской лестницы) или Приморской улицы (в нижней части). Если вам на глаза попадётся бронзовый Дюк, не забудьте свернуть прямо к нему, чтобы увидеть величественный ступенчатый каскад Одессы.

вконтакте facebook twitter
Другие достопримечательности Украины

Смотрите также: Фото Сингапура, Города Люксембурга, Азербайджан, Сан-Фелипе, Нонг Кхай, Пекинская опера, Балтийское море